Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 16"
города Ярославля

Подробнее о проекте по формированию функциональной грамотности школьников


План мероприятий ("дорожная карта") МОУ "Средняя школа № 16" по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год


Зачем реализуется?

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

Когда реализуется?

с 2021 года по 2024 год

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Составляющие функциональной грамотности

Основные:

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Дополнительные:

4. Финансовая грамотность Совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами.
5. Креативное мышление Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение

6. Глобальные компетенции


Информационные ресурсы для педагогов по формированию функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности

Марафон функциональной грамотности с участием ведущих мировых ученых и экспертов в сфере образования прошел с 6 по 10 декабря 2021 года. Организаторами Марафона выступили Министерство просвещения РФ и Академия Минпросвещения России. На главной странице марафона представлены ссылки на видео просмотр всех онлайн-мероприятий.
https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

На сайте представлены демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

На сайте представлен электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Обязательно использование учительской подтвержденной записи на сайте «РЭШ». Доступ учеников к заданиям осуществляется по индивидуально сгенерированной ссылке и паролю.
https://fg.resh.edu.ru/

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

Ресурс представляет собой полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA. Он позволяет отработать навыки по всем видам грамотности. Охватывает основные предметы школьной программы. Банк заданий постоянно пополняется.
https://media.prosv.ru/fg/

Формирование и оценка функциональной грамотности (Материалы Всероссийского форума «Тенденции и векторы развития общего образования», 17 декабря 2021 года)
https://www.youtube.com/watch?v=YS5MRZ_mxE8