ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность- это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
4. Финансовая грамотность- это совокупность знаний и навыков о рациональном распоряжении деньгами.
5. Креативное мышление- это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение: инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения
6. Глобальные компетенции- это способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Включает:
- заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития
- управление поведением
- открытость к новому
- эмоциональное восприятие нового
Нормативные документы
Федеральный уровень:
-
Письмо министерства просвещения РФ от 17 сентября 2021 года N 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
-
Письмо министерства просвещения РФ от 22.03. 2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Министерство просвещения РФ письмо от 26.01.2021г № тв-94/04"Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Федераоьная служба по надзору в сфере образования и науки министерство просвещения РФ 219 приказ от 6 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
- Письмо от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (дополнение)
Региональный уровень:
- Приказ департамента образования мэрии г. Ярославля № 01-05/1088 от 11.11.2022 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году"
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (дорожная карта) в 2022-2023 учебном году
- Приказ департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год (дорожная карта)
Локальные акты школы
- Приказ об орагнизации работы по повышению функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году
- План мероприятий - формирование и оценка функциональной грамотности 2022-2023 учебном году
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности на 2021-2022 уч.год
- Приказ "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности 2021-2022 уч год""
Банк заданий по функциональной грамотности для обучающихся
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
- Банк электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru).
- Открытые задания PISA на сайте ФИОКО
-
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИП